В России создают систему слежения за движением беспилотников
Первую в России платформу удаленного управления беспилотными авиационными системами (БАС) "Купол" разрабатывают ученые ТУСУРа. Разработка позволит создать единую систему использования беспилотников в сфере услуг, сообщил Проектный офис "Приоритет 2030" ТУСУР.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все активнее используют в России. В основном дроны применяют для аэросъемки (фото и видео), мониторинга местности, срочной доставки грузов и ряда других целей, рассказали в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).
Однако на сегодняшний день отсутствует единая система мониторинга БПЛА и корректировки их деятельности. Также не определен правовой режим коммерческой эксплуатации БПЛА, уточнили ученые. А при использовании беспилотных аппаратов на далеких дистанциях существует риск их поломки, схода с маршрута или попадания в запретную зону (область с ограничениями на полеты), что связано с непредвиденными погодными условиями, сбоями в программах управления или потерей связи.
До завершения этого года исследователи планируют испытать алгоритмы точного отслеживания беспилотных летательных аппаратов в реальном времени. Технологии коррекции маршрута и загрузки ситуативных программ в аппараты во время полета будут совершенствовать и проверять на протяжении ближайших двух лет, уточнили в вузе.
Разрабатываемая многофункциональная платформа не имеет аналогов в России, уточнил Романенко. Проект предполагает параллельную реализацию трех направлений: создание программного обеспечения для базовых эксплуатационных центров БАС, техническое совершенствование аппаратной базы системы "Купол" и способствование развитию рынка коммерческой эксплуатации тяжелых (свыше 30 кг) дронов.
Приоритет ТУСУРа – обеспечить программную составляющую платформы управления БАС широкого функционала. Для этого необходима исчерпывающая информационная база, учитывающая как правовые ограничения работы беспилотников, так и актуальные геоклиматические знания о территориях РФ. В то же время конкретными аппаратными разработками и технологическими решениями занимаются индустриальные партнеры университета, подчеркнули в вузе.
"Еще одна задача платформы – ускоренная регистрация и получение допуска БАС к эксплуатации, а также аттестация и допуск внешних пилотов в электронном формате. Сейчас для получения допуска люди должны пройти через множество ведомств и собрать пакет дополнительной документации. В дальнейшем, согласно нашим алгоритмам, заявки будут одновременно проверяться по всем необходимым базам данных в соответствии с установленными критериями одобрения или отклонения запроса", – дополнил Романенко.
Он обратил внимание, что из-за формально более простого получения лицензий и допусков, а также повышения безопасности использования беспилотников может стремительно развиться спрос на услуги аэросъемки и доставки грузов при помощи БПЛА. Поэтому в платформе будет разработан подраздел для установления контактов между заказчиками услуг и их исполнителями.
Работа по данному направлению ведется в рамках государственной программы Минобрнауки "Приоритет-2030". В соответствии с постановлением правительства РФ № 458, в регионе был создан консорциум для разработки системы управления опытным районом эксплуатации БАС, в который, кроме вуза, входит ряд промышленных партнеров.