Министерство промышленности и энергетики Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Промышленность тата энергетика министерстви

Альтернатива или оригинал: как выбрать запчасти для спецтехники

Любой эксплуатант спецтехники хоть раз задавался вопросом: что надёжнее и выгоднее – оригинальные или альтернативные запчасти? В особенности муки выбора характерны для тех, кто использует импортные машины. О том, как не прогадать с решением, мы поговорили с директором по продажам запасных частей и комплектующих ООО «ЧЕТРА» Ириной Малковой.

Ирина Малкова.
директор по продажам запасных частей и комплектующих ООО «ЧЕТРА»

— Начнём с главного: что лучше — ОЕМ-запчасти или альтернативные детали?

— Оригинальные запасные части — это качественный вариант решения задач потребителей при эксплуатации дорожно-строительной техники. Как правило, оригинальные ОЕМ-детали проектируют и изготавливают с учётом эксплуатации в самых разных, даже тяжелейших условиях при максимальных нагрузках на узлы техники.

Такие запчасти должны иметь подтверждение соответствия требованиям по качеству и безопасности. Это достигается за счет применения материалов и комплектующих с высокими исходными требованиями стандартов, а также разнообразных технологий изготовления деталей и узлов при более тщательном контроле процессов изготовления.

Разумеется, высокие требования отражаются на конечной себестоимости изготовления изделий. В то же время цена существенно влияет на решение потребителей при выборе поставщика запасных частей с учётом  конкретных условий эксплуатации на своих объектах.

Далеко не все заказчики эксплуатируют технику на Крайнем Севере, в условиях скальных грунтов с повышенным содержанием кварца, агрессивных сред или, к примеру, в режиме «нон-стоп» 22 часа в сутки. В этом случае потребителям на «помощь» приходят производители аналоговых запчастей (не путать с контрафактными), которые располагают определённым опытом и технологическими возможностями в изготовлении и поставках изделий с проверенными свойствами и характеристиками.

А если говорить о российских поставщиках аналоговых запчастей, то для клиента это еще и шанс снизить логистические и финансовые риски, которые обострились в период пандемии.

Проблема в том, что доверием потребителя могут воспользоваться производители, которые в погоне за снижением себестоимости идут на различные неочевидные для потребителя «компромиссы». Как пример, заказчик может получить продукцию со сниженными ресурсом и реальной гарантией (зачастую в 2–3 раза ниже стандартной), что сразу же отразится на бюджете в части эксплуатационных расходов.

— Как вы считаете, могут ли альтернативные запчасти вытеснить с рынка оригинальные детали?

— По оценке «ЧЕТРА», порядка 80–90% запасных частей для гусеничной техники в России поставляют альтернативные производители и поставщики. Последние несколько лет соотношение меняется, но незначительно. Тем не менее о вытеснении OEM-производителей запчастей говорить не приходится: оригинальные изделия востребованы в период гарантийного обслуживания техники и применяются в рамках специальных сервисных контрактов.

Кроме того, крайне нецелесообразно выбирать альтернативные варианты для использования в особо экстремальных условиях без проведения соответствующих испытаний на месте эксплуатации. На таких объектах срок службы даже оригинальных изделий может составлять буквально две недели или несколько месяцев — у альтернативных запчастей этот показатель ещё ниже.

В любом случае альтернативные запчасти охватывают большую часть рынка, и многие предложения удовлетворяют запросы потребителей в полной мере. Так, Чебоксарский агрегатный завод обладает всеми необходимыми компетенциями в проектировании, изготовлении, поставках эксплуатирующим организациям запасных частей под брендом ЧАЗ ТМ.

Накопленный опыт и применяемые технические решения ЧАЗ, а также сотрудничество с зарубежными производителями техники (FIAT, Caterpillar) позволяют предложить рынку альтернативные решения в поставках качественных и надежных запасных частей.

Чебоксарский агрегатный завод применяет в производстве звеньев цепи, роликов катков и сегментов ведущего колеса высоколегированные стали собственной разработки, получаемые от проверенных отечественных металлургических комбинатов. Также при производстве используются современные технологии получения точных поковок с повышенными прочностными характеристиками с дальнейшей термообработкой и улучшением металла.

Широко применяется и постоянно исследуется ряд износостойких пластичных материалов для уплотнительных колец, что позволяет подобрать оптимальное решение для гусеничных цепей как для экскаваторов массой 20–30 т, так и для тяжелых бульдозеров.

Более того, ЧАЗ активно взаимодействует с заводом промышленных тракторов «Промтрактор» (г. Чебоксары), производящим бульдозеры ЧЕТРА. На базе предприятия мы оперативно разрабатываем новые решения по гусеницам и опорным каткам, обеспечивающим надёжность и долговечность в эксплуатации.

— Насколько широкий ассортимент запасных частей и комплектующих предлагает ЧАЗ?

— В российской практике дилеры или дистрибьюторы запасных частей зарубежного производства, как правило, предлагают различные комбинированные решения (к примеру, гусеницы одного производителя, катки — второго, колеса — третьего производителя). Потребитель выбирает, исходя из предпочтений и опыта эксплуатации.

Чебоксарский агрегатный завод вместо распыления ресурсов на широкую номенклатуру запасных частей к зарубежной технике выбрал путь последовательного развития в сегменте своей специализации и компетенции. В настоящий момент под маркой ЧАЗ ТМ и «ЧЕТРА» «под ключ» поставляются все запасные части для техники производства «Промтрактор».

Для машин других российских производителей (ДСТ-Урал, ЧТЗ-Уралтрак) поставляются несколько модификаций гусениц, катков и сегментов.  Потребителям зарубежной гусеничной технике с эксплуатационной массой от 10 до 72 т марок Caterpillar, Komatsu, Shantui, Liebherr, Hitachi, Hyundai, Volvo, JCB Чебоксарский агрегатный завод предлагает все основные модели гусениц и цепей, а также ключевые модели опорные катков и сегментов ведущего колеса. К сожалению, пока что ЧАЗ не производит для иностранной техники натяжные колёса и поддерживающие катки.

Для техники, работающей в различных условиях, создаются адаптированные варианты изделий. Для тяжелых условий эксплуатации ЧАЗ предлагает  потребителю продукцию, соответствующую высоким требованиям по марке металла, звеньям цепи, типу башмачного профиля и различным полиуретановым уплотнениям. Для российской техники 10 тягового класса выпускается несколько вариантов гусениц с сухим шарниром, с консистентной и жидкой смазкой на стандартном или тяжелом звене цепи.

— Чебоксарский агрегатный завод — предприятие с 65-летней историей. Как известно, крупные производители довольно «неповоротливы». Удаётся ли вам быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка?

— Рынок и конкурентные условия постоянно меняются, поэтому коллектив Чебоксарского агрегатного завода улучшает и совершенствует свои продукцию и услуги. Программа НИОКР была сформирована с учетом требований рынка и потребителей заранее, но со временем от некоторых направлений развития пришлось отказаться в пользу новых приоритетов.

Например, рост закупок и парка иностранной техники за последнее десятилетие создало и выявило потребность к  развитию целой линейки узлов ходовых систем для Caterpillar, Komatsu, Shantui, Liebherr, Hitachi и других марок.

За последние 2 года на рынке запчастей произошли существенные изменения. Сдвиги наблюдаются в логистике мировых поставок, а также в формировании стоимости металлопроката и лома черных металлов. Как и любые кризисные явления, данные изменения дали новые неоспоримые возможности для развития Чебоксарского агрегатного завода.

Например, предприятие освоило изготовление сегментов ведущего колеса для техники Komatsu тяжёлого класса, а также опорные и поддерживающие катки для широкой гаммы техники ЧЕТРА. К тому же ЧАЗ усовершенствовал сегменты для техники ЧЕТРА Т9, Т11, Т15 производства «Промтрактор».

В 2021 году завод в сотрудничестве с российскими производителями техники освоил выпуск 3 новых видов гусениц для различных условий работы и видов грунтов. С 2022 года ЧАЗ начнёт предлагать рынку гусеницы в двух ценовых категориях с различными шарнирами цепи для популярной модели бульдозера Shantui SD16. Это позволит потребителями сформировать различные бюджетные решения по ремонту техники.

Важно отметить, что в условиях пандемии ЧАЗ оперативно переработал каталог продукции и запустил в работу интернет-магазин по реализации запасных частей. Переход в онлайн дал дополнительный эффект для продаж.

— В числе клиентов ЧАЗ — сотни крупных российских компаний. Какие ценности в приоритете у ваших потребителей? Удаётся ли компании закрывать потребности заказчиков?

— Наши потребители больше всего ценят надёжность продукции, рыночную стоимость продукта,  исполнение сроков поставки. На ЧАЗ действует система менеджмента качества, в рамках которой осуществляются документированные процессы и операции, призванные увеличить уровень удовлетворённости клиентов.

Мы провели оценку взаимодействия с заказчиками в 2020 году, по итогам которой определили моменты несоответствий ожиданий по некоторым продуктам (гусеницам для тяжёлых условий) и разработали корректирующие мероприятия по скорейшему устранению выявленных несоответствий. Также была проведена работа по повышению гарантийных сроков и обязательств практически на весь ассортимент выпускаемой продукции.

Кроме того, мы расширили гарантии на гусеницы и катки под брендом ЧАЗ Heavy Duty, которые клиенты закупают для техники, работающей в особо сложных условиях.

С целью оперативных поставок продукции ЧАЗ ТМ компания открыла дополнительные региональные склады в Красноярске, Хабаровске, Краснодаре, Барнауле, Челябинске и Новокузнецке. Также сформированы страховые запасы и в региональных дилерских центрах.

Например, для российских производителей гусеничной техники завод сформировал склад для отгрузки прямо «с колёс». Для ряда стратегических партнёров в угольной и металлургической промышленности мы организовали склады прямо на объектах эксплуатации.

 Что стало для бренда ЧАЗ ТМ главным достижением 2021 года?

— В уходящем году у бренда ЧАЗ ТМ отмечается увеличение доли на российском рынке запчастей на 3% (к уровню 2020 г.). На ЧАЗ в кратчайшие сроки сформировано новое производство катков и наконечников рыхлителя бульдозеров для техники ЧЕТРА и запущены в серию новые продукты для техники Komatsu, Shantui. Кроме того, значительно увеличился экспортный потенциал: по некоторым странам наблюдается кратный прирост спроса на продукцию ЧАЗ.

По нашей оценке, в следующем году производство запчастей к зарубежной гусеничной технике по объёму превзойдет выпуск запасных частей к российским машинам. Исключение составят направление ЧЕТРА, что позволит компании увеличить долю на рынке ещё на 2-3%.

Новые механизмы взаимодействия с потребителями, о которых я рассказала выше, в дальнейшем получат развитие в виде организации продаж через интернет-магазин, общение с аудиторией через социальные сети и проведение онлайн-конференций.



21 декабря 2021
12:39
Поделиться