В едином порыве:министерства и ведомства объединили усилия в разработке мер по энергетической эффективности страны
Документ разрабатывался по поручению Правительства совместно с профильными федеральными и региональными органами исполнительной власти, экспертным и бизнес-сообществом.
О ключевых задачах обновленного плана и о том, как сегодня развивается сфера энергосбережения, «ЭПР» рассказала директор «Национального центра энергоэффективности» Министерства экономического развития РФ Екатерина КВАША.
– Разработка проекта обновленного комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России – значимый шаг в развитии энергосбережения в нашей стране. Что включает обновленный план? Что предлагается изменить?
– Изменения коснулись как совершенствования нормативного регулирования, финансового стимулирования повышения энергоэффективности, так и применения новых технологий, которые будут способствовать повышению энергоэффективности.
Проект комплексного плана включает шесть основных отраслевых блоков мероприятий. Это электро и теплоэнергетика, промышленные технологии, энергоэффективные материалы, жилые и общественные здания, ЖКХ, транспорт, бюджетный сектор. Так, согласно обновленному плану, повышение энергетической эффективности в электро и теплоэнергетике достигается за счет более масштабного внедрения парогазовых и газотурбинных технологий при модернизации крупных ТЭС. А также за счет увеличения доли когенерации и введения ограничений по эффективности котельных при формировании региональных и муниципальных схем теплоснабжения. Достичь высоких показателей энергоэффективности в промышленности предлагается за счет введения обязательных требований по энергоэффективности при внедрении наилучших доступных технологий, расширения и совершенствования требований к энергопотреблению бытовых электроприборов, ужесточения требований к энергоэффективности теплоизоляционных материалов и конструкций.
Повышение эффективности в жилищном секторе будет обеспечиваться путем проведения энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов (МКД). Для этих целей предлагается увеличить финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ и вовлекать в энергоэффективный капремонт ресурсоснабжающие организации. При новом строительстве предлагается запретить использование энергонеэффективных технических решений и оборудования. Стимулирование спроса на энергоэффективное жилье планируется осуществлять за счет выдачи льготных ипотечных кредитов.
В секторе общественных зданий должен заработать механизм установления классов энергоэффективности и обязательное информирование покупателя о классе энергоэффективности при сделках с недвижимостью площадью свыше 2000 кв. метров. Спрос на энергоэффективную нежилую недвижимость может стимулироваться за счет дифференцирования ставки налога на имущество.
Значительный результат повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве может быть достигнут за счет снижения потерь при передаче тепловой энергии. Источником финансирования может стать государственная поддержка при закрытии схем теплоснабжения и перекладке тепловых сетей, а также льготные кредиты на эти цели. Также в плане прописана необходимость пересмотра нормативной базы и возможность городам оптимизировать температурные графики теплосети с целью снижения затрат на их содержание.
К основным мерам по повышению энергоэффективности на транспорте относятся более интенсивное обновление парка транспортных средств бюджетных учреждений, запуск масштабной модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях, электрификация железных дорог на направлениях с высокой интенсивностью движения. Для коммерческого грузового и автобусного транспорта предлагается запустить «программу утилизации».
В бюджетном секторе должен быть разработан набор типовых энергоэффективных мероприятий и их последовательная реализация. С учетом коротких сроков окупаемости их выполнение позволит напрямую сократить в последствии финансовую нагрузку на бюджет за счет снижения затрат на оплату энергетических ресурсов величиной до 250 млрд руб. в год. Организованной работе по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе будет способствовать введение дополнительной штатной единицы – энергоменеджера.
Отдельное внимание в проекте обновленного комплексного плана уделено мероприятиям по переходу на 100 %-ный приборный учет потребляемых ресурсов. По предложениям Минэкономразвития России с 2023 г. повышающий коэффициент за «безприборное» потребление должен быть увеличен вдвое. Предлагается совершенствовать расчетную нормативную базу, внедрять индивидуальные приборы учета тепла, дистанционный сбор показаний.
Все новые здания должны оснащаться современными приборами учета с автоматизированными информационными системами. Это будет способствовать созданию интеллектуальных сетей в соответствии с концепцией цифровой экономики. Один из пунктов плана – ввести возможность аннулировать лицензии управляющих компаний, не обеспечивших выполнение законодательных требований по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
В качестве развития инструментов финансирования повышения энергоэффективности комплексным планом предлагается снятие ограничений для развития энергосервисной деятельности, привлечение в энергосбережение «зеленых» инвестиций, льготное кредитование проектов по энергоэффективности, в том числе населения и субъектов МСП. Также может быть создан специализированный фонд, инвестирующий в проекты по повышению энергоэффективности.
Повышение просвещенности населения и бизнеса в области энергосбережения, а также формирование энергоэффективного поведения предлагается осуществлять за счет организации деятельности региональных и отраслевых центров компетенции, активного распространения информации об энергосбережении.
– Какие целевые показатели заложены в обновленный комплексный план?
– Реализация мероприятий обновленного комплексного плана позволит снизить энергоемкость ВВП только за счет технологического фактора на 20 % к 2030 году относительно 2017 г. Общее же снижение энергоемкости ВВП составит до 35 %.
Проект комплексного плана по повышению энергоэффективности является основным инструментом достижения климатических целей РФ по снижению выбросов парниковых газов. Он синхронизирован с проектом стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, подготовленной Минэкономразвития и после широкого согласования внесенной в Правительство в апреле 2020 года.
– Какие еще шаги предпринимаются в части повышения энегосбережения?
– В Постановлении 1289 прописаны требования к государственным учреждениям по снижению потребления энергетических ресурсов и воды и, следовательно, повышению эффективности их использования. Согласно постановлению в текущем году каждое такое учреждение должно установить задание по снижению тех или иных ресурсов. Для этого Минэкономразвития России совместно с НЦЭ разработали методику оценки потенциала энергоэффективности, а также автоматизированную расчетную форму, которая позволяет быстро рассчитать требования этого документа.
Дополнительно в помощь бюджетным организациям разрабатывается перечень типовых мероприятий по повышению энергоэффективности и методика оценки эффекта от их применения. Это позволит не только запланировать уровень снижения потребления ресурсов, но и определить эффективные пути решения данной задачи.
Совместно с энергосервисными организациями разрабатываются предложения по совершенствованию законодательства в части устранения ограничений по использованию ресурсов энергосервиса, в том числе в бюджетной сфере.
Ведется работа по обновлению ГИС «Энергоэффективность», которая должна стать не столько интерфейсом для отчета пользователей, но удобным рабочим инструментом для ведения работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
– Что являлось для вас основой для разработки комплексного плана?
– Отечественная экономика обладает существенным потенциалом энергосбережения, что было отражено в Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в РФ, разработанном Минэкономразвития России в 2019 году. Данные, которые мы получили в ходе подготовки госдоклада, и стали одной из отправных точек для разработки комплексного плана.
Кроме того, мы получили предложения из регионов, научных организаций, ФОИВов, от экспертов и благодарны всем за активное участие.
– Как повлиял мировой кризис на ситуацию?
– Сегодня, в связи с мировым кризисом, вопрос повышения энергоэффективности требует еще большего внимания. Энергоэффективность – это не только сохранение ресурсов. В первую очередь, это – их эффективное использование. Эти понятия тесно связаны с климатической повесткой. Эффективное использование ресурсов также способствует улучшению финансовой ситуации как на уровне государства, так и в каждой компании и семье.
Как я уже говорила, мы отдельно рассматриваем вопросы энергоэффективности, в том числе с учетом отраслевых специфик. Например в сфере ЖКХ. Есть уже апробированные мероприятия, эффективность которых доказана. Например, использование энергосберегающего освещения. То же касается и установки индивидуальных тепловых пунктов, которые позволяют повысить комфорт жителей в отопительный период и снизить затраты на теплоснабжение. Обе эти технологии уже опробованы и имеют доказанную на практике эффективность.
В каждой сфере, будь то ЖКХ, энергетика, промышленность, транспорт и так далее, есть свои особенности. Однако везде можно внедрять новые технологии, позволяющие повысить уровень энергоэффективности. Начиная от самых элементарных, таких, как энергоэффективное освещение, и заканчивая сложными современными «умными» системами.
– С момента создания Национального центра энергоэффективности прошел почти год. С какими итогами подошел Центр к первой годовщине своей работы?
– Центр был создан для экспертной поддержки деятельности Минэкономразвития России. И это основная наша задача, в рамках которой мы в текущем году по заданию министерства проводим анализ государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обновляем ГИС «Энергоэффективность».
Мы ведем работу по обновлению ранее упомянутого комплексного плана, по разработке методик, мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере.
Еще одна наша задача – популяризация энергосбережения. А также налаживание взаимодействия с регионами, которое планируем усиливать и дальше. Это дает нам лучшее понимание ситуации с энергосбережением по всей стране, позволяет масштабировать успешный опыт регионов по всей стране. В обновленном комплексном плане предлагается укрепить институт региональных центров и создать отраслевые центры. Это позволит учитывать отраслевые особенности при реализации мероприятий по ЭЭ.